Библиотека Статистика дел Инфографика Отзывы и предложения Публикации арбитров Фотогалерея Видео

 



ЗАКОН О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 30 июля 2002 года N 135

О третейских судах в Кыргызской Республике

(В редакции Законов КР от 15 мая 2003 года N 93, 11 июня 2004 года N 73, 18 января 2022 года № 4, 9 августа 2022 года N 90)

См. также:

постановление Конституционной палаты Верховного суда КР от 1 сентября 2015 года № 7-п

Настоящий Закон определяет порядок образования внесудебных органов (далее - третейские суды), а также регулирует их деятельность по разрешению споров (далее - третейское разбирательство).

Основными принципами третейского разбирательства являются равенство сторон перед законом и третейским судом, состязательность и обязательность исполнения решения третейского суда.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон применяется при передаче по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из гражданских правоотношений, включая инвестиционные споры, подведомственные компетентному суду, а также налоговых споров, за исключением споров, установленных настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 18 января 2022 года № 4)

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

Третейский суд - это единоличный арбитр или коллегия арбитров.

Третейское разбирательство - процесс рассмотрения спора в порядке, предусмотренном соглашением сторон или применимыми правилами, или настоящим Законом.

Арбитр - лицо, избранное сторонами для рассмотрения их спора.

Третейское соглашение (арбитражная оговорка) - соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейскому суду, а также норма закона, предусматривающая передачу спора на рассмотрение третейскому суду.

Компетентный суд - соответствующий суд Кыргызской Республики.

Стороны в третейском разбирательстве - истец и ответчик. Истцами являются граждане и организации, а также органы государственной власти и местного самоуправления, предъявившие иск в своих интересах. Ответчиками являются граждане и организации, а также органы государственной власти и местного самоуправления, к которым предъявлено исковое требование.

Применимые правила - правила, положения, регламенты и иные документы постоянно действующего третейского суда.

(В редакции Закона КР от 18 января 2022 года № 4)

Статья 3. Виды и правовое положение третейских судов

1. Споры в соответствии с третейским соглашением либо законом могут передаваться на рассмотрение постоянно действующему третейскому суду или разовому третейскому суду.

Постоянно действующий третейский суд - организация, обеспечивающая осуществление третейского разбирательства.

Разовый третейский суд - третейский суд, создаваемый сторонами для рассмотрения одного конкретного спора и прекращающий свою деятельность с окончанием третейского разбирательства по этому спору.

2. Постоянно действующий третейский суд является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в виде некоммерческой организации.

Деятельность третейских судов, связанная с третейским разбирательством, не является экономической деятельностью.

Статья 4. Порядок создания и деятельности третейских судов

1. Порядок образования и деятельности разового третейского суда определяется соглашением сторон, а в части, не урегулированной соглашением сторон, - настоящим Законом.

2. Порядок создания постоянно действующих третейских судов определяется законодательством Кыргызской Республики. Деятельность постоянно действующих третейских судов регулируется применимыми правилами, а в части, не урегулированной применимыми правилами, - законодательством Кыргызской Республики.

3. Если международным договором, участником которого является Кыргызская Республика, предусмотрены иные правила образования и деятельности третейских судов, применяются правила этого договора.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда и принят им при наличии соглашения сторон о передаче спора данному третейскому суду или в силу закона.

На разрешение третейского суда может быть передан спор, рассматриваемый компетентным судом, но только до принятия этим судом решения по существу спора или заключения сторонами мирового соглашения.

2. Компетентный суд, в который подан иск по вопросу, являющемуся предметом третейского соглашения, должен отказать в принятии искового заявления либо оставить иск без рассмотрения, либо прекратить производство по делу при обнаружении фактов, подтверждающих наличие третейского соглашения, в том числе и при поступлении сообщения об этом от любой из сторон.

Статья 6. Правовая основа деятельности третейского суда

1. Третейский суд осуществляет разбирательство по правилам, указанным в третейском соглашении, а в случае отсутствия такого указания - по правилам, выбранным либо установленным самим третейским судом.

2. Третейский суд рассматривает спор в соответствии с нормами материального права, которые стороны определили в договоре либо в третейском соглашении в качестве применимых к существу спора.

3. При отсутствии соглашения о применимом праве третейский суд самостоятельно определяет нормы права, которые подлежат применению при рассмотрении спора.

4. Третейский суд принимает решение в соответствии с применимым правом, а в части, не урегулированной применимым правом, - обычаями делового оборота.

См.:

Регламент Международного Третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики (утвержден решением Наблюдательного Совета Международного Третейского суда при Торгово-промышленной палате КР от 16 января 2003 года);

Ускоренный Регламент Международного Третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики (утвержден решением Наблюдательного Совета Международного Третейского суда при Торгово-промышленной палате КР от 15 января 2004 года)

Глава 2
Третейское соглашение

Статья 7. Содержание и форма третейского соглашения

1. Стороны могут заключить третейское соглашение о передаче на рассмотрение третейского суда всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с гражданскими правоотношениями, независимо от того, носили ли они договорный характер или нет. Третейское соглашение может быть оформлено в виде арбитражной оговорки в договоре, которая является составной частью договора, или может заключаться в виде отдельного соглашения.

2. Третейское соглашение заключается в письменной форме. Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу, телефаксу или с использованием иных средств связи, включая электронные, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда, признается соглашением, если договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что дает основание считать соглашение частью договора.

3. Третейское соглашение должно содержать положение о том, что любой спор, разногласие или требование, возникающие из спора между сторонами, подлежит рассмотрению в третейском суде, а также наименование третейского суда, который должен рассмотреть возникший спор.

В третейском соглашении могут содержаться сведения о числе арбитров, месте третейского разбирательства, языке третейского разбирательства, применимом праве, применимых правилах, сроке рассмотрения спора.

4. При несоблюдении требований, предусмотренных пунктом 2 и абзацем первым пункта 3 настоящей статьи, третейское соглашение считается недействительным.

Глава 3
Состав третейского суда

Статья 8. Требования, предъявляемые к арбитру

1. Арбитром может быть дееспособное физическое лицо, обладающее соответствующей квалификацией, способное обеспечить беспристрастное рассмотрение спора и являющееся независимым от сторон.

Арбитр, рассматривающий спор единолично, должен иметь юридическую квалификацию. В случае коллегиального рассмотрения спора юридическую квалификацию должен иметь председательствующий по делу.

2. Применимыми правилами могут быть предусмотрены дополнительные требования к кандидатуре арбитра.

3. Арбитром не может быть:

- судья компетентного суда;

- государственный служащий;

- лицо, имеющее судимость;

- лицо, признанное недееспособным или ограниченно дееспособным.

4. Ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином.

Статья 9. Назначение арбитров

1. Число арбитров должно быть нечетным.

2. Назначение арбитров разового третейского суда производится в порядке, установленном соглашением сторон.

Стороны могут по своему усмотрению определять количество арбитров. Если стороны не могут определить количество арбитров, то любая из сторон вправе обратиться в постоянно действующий третейский суд, который определяет назначение трех арбитров, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

По налоговому спору назначаются три арбитра.

3. Если стороны не определили порядок назначения арбитров, то они назначаются в следующем порядке:

а) при третейском разбирательстве с тремя арбитрами - каждая сторона назначает по одному арбитру; два назначенных таким образом арбитра назначают третьего арбитра, который является председательствующим. Если сторона не назначит арбитра в течение 30 дней с момента получения такой просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение 30 дней с момента их назначения не договорятся о выборе третьего арбитра, по просьбе любой стороны третий арбитр назначается председателем постоянно действующего третейского суда;

б) при третейском суде с единоличным арбитром - если стороны не договорятся о выборе арбитра, по просьбе любой стороны арбитр назначается председателем постоянно действующего третейского суда в течение 30 дней с момента поступления такой просьбы;

в) если одна из сторон не соблюдает процедуру назначения, согласованную сторонами, либо стороны или двое арбитров не могут достичь согласия в соответствии с такой процедурой, - любая сторона может просить председателя постоянно действующего третейского суда решить данный вопрос по своему усмотрению, включая вопрос о назначении арбитра. Соответствующее решение председателя постоянно действующего третейского суда обжалованию не подлежит.

4. Назначение третейских арбитров в постоянно действующем третейском суде производится в порядке, установленном применимыми правилами этого третейского суда, если иное не установлено соглашением сторон.

(В редакции Закона КР от 18 января 2022 года № 4)

Статья 10. Основания отвода арбитра

Арбитр не может участвовать в рассмотрении спора и подлежит отводу по следующим основаниям:

1) если он является родственником стороны по делу или ее представителя;

2) если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе спора либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности или независимости;

3) если не соблюдены требования, установленные пунктом 3 статьи 8 настоящего Закона;

4) если он не обладает квалификацией, обусловленной третейским соглашением, или настоящим Законом.

Статья 11. Порядок отвода арбитра

1. В случае обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным назначением в качестве третейского арбитра, это лицо должно сообщить о любых обстоятельствах, которые являются основанием для его отвода.

Арбитр с момента его назначения и в течение всего третейского разбирательства должен без промедления сообщать сторонам о любых таких обстоятельствах, появившихся во время разбирательства, и заявить самоотвод.

2. Любая сторона вправе заявить отвод арбитру, если выявлены обстоятельства, которые являются основанием для отвода.

Отвод и самоотвод должны быть мотивированы и заявлены до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения спора заявление об отводе допускается лишь в случаях, когда основание отвода стало известно после начала рассмотрения спора.

3. Стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре отвода арбитра.

4. При отсутствии такой договоренности сторона, намеревающаяся заявить отвод арбитру, в течение 15 дней после того, как ей стало известно о сформировании третейского суда или о любых обстоятельствах, указанных в статье 10 настоящего Закона, должна в письменной форме сообщить третейскому суду мотивы отвода. Если арбитр, которому заявлен отвод, сам не отказывается от должности или другая сторона не соглашается с отводом, вопрос об отводе решается третейским судом.

Если при применении любой, согласованной сторонами, процедуры отвода арбитра не принято никакого решения или не достигнуто соглашение об отводе между другими арбитрами, любая сторона может просить председателя постоянно действующего третейского суда принять решение по отводу. Такое решение не подлежит обжалованию. Пока такая просьба ожидает своего разрешения, третейский суд не может продолжать третейское разбирательство и выносить решение.

5. При передаче спора на рассмотрение постоянно действующему третейскому суду вопрос об отводе арбитра решается в порядке, установленном применимыми правилами.

Статья 12. Прекращение полномочий арбитра

1. Полномочия арбитра, участвующего в третейском разбирательстве, прекращаются по истечении 60 дней со дня принятия решения по делу. Полномочия арбитра также могут быть прекращены в связи с его самоотводом, отводом или по иным основаниям, предусмотренным соглашением сторон.

2. Полномочия арбитра не прекращаются, если компетентный суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда постоянно действующего третейского суда по основаниям, предусмотренным статьей 42 настоящего Закона. Постоянно действующий третейский суд обязан обеспечить за свой счет повторное рассмотрение спора с привлечением тех же арбитров, которые вынесли решение по спору.

Статья 13. Замена арбитра

1. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, замена арбитра допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

2. Если полномочия третейского арбитра прекращены по основаниям, предусмотренным статьей 10 настоящего Закона, или по иным основаниям, новый арбитр назначается в соответствии с правилами, которые применялись при назначении заменяемого арбитра.

3. Замена арбитра постоянно действующего третейского суда производится по применимым правилам.

Глава 4
Третейское разбирательство

Статья 14. Компетенция третейского суда

1. Третейский суд самостоятельно решает вопросы о наличии или действительности третейского соглашения и своей компетенции по рассмотрению конкретного спора.

2. Сторона вправе до начала рассмотрения спора по существу заявить об обстоятельствах, которые являются основанием для признания того, что третейское соглашение отсутствует либо оно недействительно. Назначение стороной арбитра или ее участие в назначении арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление.

3. Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть предъявлено сторонами, как только в ходе третейского разбирательства будет поставлен вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы.

4. Если третейский суд признает отсутствие или недействительность третейского соглашения, об этом выносится определение, которое направляется сторонам вместе с полученными от соответствующей стороны материалами.

Статья 15. Право на возражение

Если сторона, которая знала или должна была знать о том, что какие-либо положения настоящего Закона или третейского соглашения, применяемые по усмотрению сторон, не были соблюдены, в установленные сроки, а когда они не указаны - в разумные сроки, не заявила возражений против такого несоблюдения и продолжала участвовать в третейском разбирательстве, то она в будущем лишается права заявлять такое возражение.

Статья 16. Определение порядка третейского разбирательства

1. В разовом третейском суде стороны могут по своему усмотрению определить порядок третейского разбирательства.

Если сторонами этот порядок не определен, третейский суд самостоятельно определяет его в соответствии с настоящим Законом.

2. Порядок третейского разбирательства постоянно действующим третейским судом осуществляется по применимым правилам этого третейского суда, если иное не установлено соглашением сторон.

Статья 17. Место третейского разбирательства

1. Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте третейского разбирательства.

2. При отсутствии такой договоренности место третейского разбирательства определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон, а также заслушивания экспертов, свидетелей или сторон либо для осмотра имущества или документов.

Статья 18. Язык третейского разбирательства

1. Третейский суд определяет язык, который должен применяться при третейском разбирательстве, при отсутствии иного соглашения сторон.

2. Сторона, представляющая доказательство не на языке третейского разбирательства, обязана обеспечить его перевод.

3. Третейский суд вправе потребовать от сторон перевода любых письменных доказательств на язык третейского разбирательства.

Статья 19. Конфиденциальность третейского разбирательства

1. Арбитр не может разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

2. Арбитр не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

Статья 20. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление

1. В течение срока, согласованного сторонами или определенного третейским судом, истец излагает свои требования в форме письменного заявления, которое передается третейскому суду и в копии - ответчику, а ответчик может направить отзыв на исковое заявление истцу и третейскому суду с приложением документов, обосновывающих отзыв.

2. В заявлении указываются:

1) дата подачи заявления;

2) полное наименование сторон, их почтовые адреса;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) исковое требование;

5) обстоятельства и нормы закона, на которых основано исковое требование, и подтверждающие их доказательства; обоснованный расчет искового требования;

6) другие сведения, имеющие значение для правильного рассмотрения спора;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов и других доказательств.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

1) наличие третейского соглашения;

2) направление копии искового заявления и приложенных к нему документов ответчику.

3. При представлении искового заявления и отзыва на исковое заявление стороны могут сделать ссылку на документы либо другие доказательства, которые они представят в дальнейшем.

4. Если стороны не договорились об ином, в ходе третейского разбирательства каждая сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или отзыв на исковое заявление в сроки, предусмотренные соглашением сторон или применимыми правилами.

Статья 21. Встречный иск

1. Если иное не установлено соглашением сторон, ответчик вправе предъявить встречный иск при условии, что он не выходит за рамки соглашения о передаче спора третейскому суду.

2. Встречный иск может быть предъявлен вместе с отзывом на исковое заявление, а также на более поздней стадии разрешения спора, если третейский суд признает причины задержки предъявления встречного иска уважительными.

3. Встречный иск должен предъявляться по правилам, предусмотренным статьей 20 настоящего Закона.

4. Встречный иск представляется третейскому суду и в копии - другой стороне, кроме случаев, когда передача копии искового заявления другой стороне осуществляется третейским судом.

5. Истец вправе представить третейскому суду отзыв на встречный иск в письменной форме в соответствии с положениями, установленными статьей 20 настоящего Закона.

Статья 22. Меры по обеспечению иска

1. Если стороны не договорились об ином, третейский суд по просьбе любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной мер по обеспечению иска в отношении предмета спора, которые он сочтет необходимыми.

2. Третейский суд вправе потребовать от стороны, заявляющей соответствующее ходатайство, обеспечения расходов по осуществлению мер обеспечения иска.

Статья 23. Представление и исследование доказательств

1. Доказательства представляются сторонами. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства.

2. Третейский суд обязан непосредственно исследовать все имеющиеся по делу доказательства.

Статья 24. Порядок рассмотрения спора

1. Рассмотрение спора может осуществляться с участием сторон или их представителей либо без такого участия. При отсутствии соглашения сторон третейский суд самостоятельно решает вопрос о порядке рассмотрения спора, однако если имеется соответствующее ходатайство одной из сторон, рассмотрение спора должно осуществляться с участием сторон или их представителей.

2. Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление о заседании третейского суда. Уведомление считается доставленным, если оно вручено под расписку, направлено заказным письмом или иным способом, обеспечивающим фиксирование доставки такого уведомления.

Копии всех заявлений, документов и других материалов, представляемых одной стороной третейскому суду, должны быть переданы другой стороне.

Истребованные третейским судом заключения экспертов и другие документы (их копии), на которых третейский суд основывает свое решение, могут быть переданы третейским судом сторонам по их требованию.

3. Рассмотрение спора проходит при закрытых дверях, если стороны не договорились об ином.

4. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты прав и интересов.

Статья 25. Последствия непредставления документов или неявки сторон

1. Непредставление истребованных документов, отзыва на исковое заявление, неявка на заседание третейского суда сторон или их представителей, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела, не являются препятствием к разрешению спора при отсутствии иного соглашения сторон в случае, если причина непредставления документов или неявки сторон на заседание признана третейским судом неуважительной.

2. Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может рассматриваться как признание требований истца.

Статья 26. Назначение специалиста и эксперта и проведение экспертизы

1. При отсутствии иного соглашения сторон третейский суд может пригласить специалиста или назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний в какой-либо области, и потребовать от любой стороны представления необходимых для проведения экспертизы документов и других доказательств.

Если стороны не договорились об ином, третейский суд может назначить одного или нескольких специалистов и (или) экспертов.

2. При отсутствии иного соглашения сторон кандидатуры специалиста и эксперта (экспертов), а также вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определяются третейским судом с учетом мнения сторон.

3. Эксперт представляет третейскому суду письменное заключение, а специалист дает соответствующие пояснения и отвечает на вопросы сторон и третейского суда.

4. При отсутствии иного соглашения сторон эксперт, если об этом просит сторона или третейский суд считает это необходимым, должен после дачи письменного заключения принять участие в рассмотрении дела, на котором сторонам и третейскому суду предоставляется возможность задавать ему вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным заключением.

Статья 27. Протокол заседания третейского суда

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, третейский суд ведет протокол заседания третейского суда.

Глава 5
Решение третейского суда

Статья 28. Окончательность решения третейского суда

Решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Стороны обязаны исполнить решение третейского суда в порядке и сроки, установленные в решении.

См. также:

Решение Конституционной палаты Верховного суда КР от 9 декабря 2015 года № 16-р

Статья 29. Принятие решения третейским судом

1. Решение третейского суда принимается после исследования обстоятельств дела большинством голосов третейских арбитров, если иное не установлено применимыми правилами или соглашением сторон. Решение основывается на полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств. Решение принимается от имени третейского суда и объявляется на его заседании. Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения, если иное не установлено соглашением сторон. В этом случае мотивированное решение должно быть направлено сторонам не позднее 5 дней с момента объявления резолютивной части решения.

Арбитр, не согласный с решением большинства членов третейского суда, вправе изложить свое особое мнение, которое прилагается к решению. Стороны вправе знакомиться с особым мнением третейского арбитра.

2. Третейский суд вправе отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание, если это будет признано необходимым для разрешения спора.

3. Решение третейского суда считается принятым в месте третейского разбирательства и в день, когда оно объявлено третейским судом.

Статья 30. Мировое соглашение

Если до вынесения третейским судом решения по существу спора стороны пришли к соглашению об урегулировании спора и третейский суд с этим согласен, третейский суд выносит решение, которым утверждается мировое соглашение на согласованных сторонами условиях.

Одновременно с принятием решения об утверждении мирового соглашения третейский суд выносит определение о прекращении третейского разбирательства.

Статья 31. Форма и содержание решения третейского суда

1. Решение третейского суда принимается в письменной форме и подписывается составом третейского суда.

2. Решение третейского суда должно содержать:

1) дату его принятия, состав третейского суда, место и время разбирательства;

2) наименование сторон третейского разбирательства (спора), фамилии и должности их представителей с указанием полномочий;

3) предмет спора, заявления, ходатайства, объяснения участвующих в разбирательстве лиц;

4) обстоятельства дела, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законодательство и иные нормативные правовые акты, которыми третейский суд руководствовался при принятии решения;

5) мотивы, на которых основано решение;

6) резолютивную часть, в которой указываются:

- содержание принятого решения;

- распределение расходов, связанных с рассмотрением дела;

- срок и порядок исполнения принятого решения.

Статья 32. Дополнительное решение

1. Сторона, уведомив об этом другую сторону, может в течение 30 дней со дня вынесения решения третейским судом обратиться в третейский суд с заявлением о вынесении дополнительного решения в отношении требований, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако не были отражены в решении.

2. Третейский суд должен уведомить стороны о рассмотрении заявления с указанием времени и места рассмотрения. Неявка стороны или сторон не является препятствием для рассмотрения и разрешения заявления о вынесении дополнительного решения.

Заявление о вынесении дополнительного решения должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня принятия заявления к рассмотрению.

Статья 33. Разъяснение решения

1. В течение 30 дней со дня вынесения решения третейским судом любая из сторон, уведомив об этом другую сторону, вправе обратиться в третейский суд с заявлением о разъяснении какого-либо конкретного пункта или части решения.

2. Разъяснение решения допускается, если оно еще не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено.

Вопрос о разъяснении решения разрешается на заседании третейского суда с участием сторон, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения вопроса о разъяснении решения.

3. Третейский суд должен в течение 30 дней со дня получения заявления дать соответствующее разъяснение, не изменяя его содержания. Такое разъяснение становится составной частью решения.

Статья 34. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок

1. В течение 30 дней со дня вынесения решения третейский суд по своей инициативе или по заявлению любой из сторон, уведомив другую сторону, может исправить описки, опечатки, арифметические ошибки, допущенные в решении.

2. Вопрос об исправлении решения разрешается на заседании третейского суда с участием сторон, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения вопроса об исправлении решения.

Статья 35. Акты третейского суда

При разрешении спора по существу третейский суд выносит решение. Решение третейского суда должно быть законным и обоснованным.

По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение, которое должно быть мотивированным.

Акты разового третейского суда должны быть нотариально удостоверены путем освидетельствования подлинности подписи арбитра (арбитров).

Статья 36. Прекращение третейского разбирательства

Третейское разбирательство прекращается принятием решения по существу спора либо в следующих случаях:

1) отказа истца от своего требования при отсутствии со стороны ответчика возражений против такого отказа;

2) достижения сторонами соглашения о прекращении разбирательства;

3) если спор не подлежит рассмотрению в третейском суде;

4) заключения сторонами мирового соглашения.

Статья 37. Хранение дел

Дело, рассмотренное разовым третейским судом, сдается им для хранения в государственный орган в порядке, определенном Законом Кыргызской Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".

Дело, рассмотренное постоянно действующим третейским судом хранится в этом третейском суде, если иное не установлено применимыми правилами.

Глава 6
Расходы, связанные с рассмотрением спора в третейском суде

См.:

Положение об арбитражных расходах и сборах Международного Третейского суда при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики (утверждено решением Наблюдательного Совета Международного Третейского суда при Торгово-промышленной палате КР от 15 января 2004 года)

Статья 38. Расходы, связанные с рассмотрением спора в третейском суде

1. Расходы, связанные с рассмотрением спора третейским судом, могут включать:

- гонорар арбитрам;

- расходы постоянно действующего третейского суда;

- расходы по проезду и иные расходы, понесенные арбитрами;

- иные расходы, связанные с рассмотрением спора.

2. Гонорары арбитрам постоянно действующего третейского суда могут быть установлены применимыми правилами.

3. Размер гонорара арбитрам разового третейского суда определяется соглашением сторон.

4. Третейский суд не вправе устанавливать какие-либо гонорары за исправление вынесенного им решения, разъяснение решения, принятие дополнительного решения или повторное рассмотрение спора.

См. также:

постановление Конституционной палаты Верховного суда КР от 23 апреля 2015 года N 2-п "Об отказе в удовлетворении жалобы Таласбаевой Токтобубу Тентиевны и Сабыралиева Жекшенбека Орозбековича об отмене определения коллегии судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 11 февраля 2015 года N 4-о"

Статья 39. Авансирование расходов. Распределение между сторонами расходов, связанных с рассмотрением спора в третейском суде

1. Третейский суд после его сформирования вправе потребовать от каждой стороны внести равные суммы в качестве аванса на покрытие расходов, предусмотренных статьей 38 настоящего Закона.

Если требуемый аванс не будет полностью внесен в течение 30 дней после получения просьбы об этом, третейский суд уведомляет об этом стороны с тем, чтобы одна или другая сторона могла произвести требуемый платеж.

Если аванс не будет внесен сторонами в том размере и на тех условиях, которые были определены, третейский суд вправе отказать в проведении третейского разбирательства или приостановить его.

2. Третейский суд самостоятельно решает все вопросы по распределению между сторонами расходов, связанных с рассмотрением спора в третейском суде, если иное не установлено соглашением сторон.

3. О распределении между сторонами расходов, связанных с рассмотрением спора, указывается в решении или определении.

Положения о распределении между сторонами расходов, связанных с рассмотрением спора, являются составной частью решения третейского суда и подлежат обязательному исполнению.

Глава 7
Исполнение решения третейского суда

Статья 40. Порядок исполнения решения третейского суда

1. Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные в решении.

Если в решении третейского суда срок исполнения не предусмотрен, оно подлежит немедленному исполнению.

2. Если решение третейского суда не исполняется добровольно, оно подлежит принудительному исполнению.

Статья 41. Принудительное исполнение решения третейского суда

1. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется путем выдачи компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

2. Заявление о выдаче исполнительного листа подается заинтересованной стороной в компетентный суд по месту жительства или по месту нахождения должника.

3. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда может быть подано в течение трех лет с момента принятия решения.

К заявлению обязательно прилагаются следующие документы:

1) решение третейского суда в подлиннике либо копия решения, заверенная органом, вынесшим решение, либо копия решения, удостоверенная нотариально;

2) соглашение о передаче спора на разрешение третейским судом (третейское соглашение) в подлиннике либо копия соглашения, удостоверенная нотариально;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Решение международных и иностранных арбитражей должно быть легализовано в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Текст решения, соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда представляется на государственном или официальном языке Кыргызской Республики. Перевод текста, изложенного на иностранном языке, должен быть удостоверен нотариально заверенной подписью переводчика.

Статья 42. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа

При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда компетентный суд вправе отказать в выдаче исполнительного листа в случаях:

1) если одна из сторон представит компетентному суду доказательства о недееспособности одной из сторон при заключении соглашения о передаче спора в третейский суд;

2) если одна из сторон не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или третейском разбирательстве;

3) если состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон либо применимым правилам;

4) если решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному соглашением сторон или не подпадающему под его условия, или содержит указания по вопросам, выходящим за пределы соглашения. Если указания по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то часть решения третейского суда, в которой содержатся указания по вопросам, охватываемым третейским соглашением, может быть приведена в исполнение и в выдаче исполнительного листа на исполнение этой части не может быть отказано;

5) если сторона обоснованно заявила о недействительности третейского соглашения, а третейский суд принял спор к рассмотрению и вынес решение по существу спора;

6) если компетентный суд установит, что объект спора не может быть предметом третейского разбирательства по законодательству Кыргызской Республики.

Если отказ в выдаче исполнительного листа о принудительном исполнении был принят по основаниям, указанным в пунктах 2, 3 и 4 части первой настоящей статьи, третейский суд, вынесший решение, по которому отказано в выдаче исполнительного листа, обязан провести повторное третейское разбирательство.

Статья 43. Восстановление сроков

1. Компетентный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если найдет причины пропуска срока, указанного в пункте третьем статьи 41 настоящего Закона, уважительными.

2. Процедура восстановления срока устанавливается законодательством Кыргызской Республики, если иное не установлено международными договорами и соглашениями.

Статья 44. Рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа

1. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

2. О времени и месте рассмотрения заявления стороны должным образом уведомляются, однако неявка одной из сторон не является препятствием к рассмотрению заявления.

3. Сторона, не исполняющая решение третейского суда добровольно, вправе представить компетентному суду свои объяснения с указанием причин, по которым она не исполняет решение третейского суда.

4. По результатам рассмотрения заявления компетентным судом выносится определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его выдаче. Определение компетентного суда может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Глава 8
Рассмотрение третейским судом отдельных видов споров

Статья 45. Применение положений настоящего Закона к спорам с участием граждан

1. Если иное не установлено соглашением сторон или законом, положения настоящего Закона применяются при передаче на рассмотрение третейского суда споров, в которых одной или обеими сторонами выступают граждане.

2. В третейских судах не могут рассматриваться дела:

- по жалобам на постановления и иные действия (бездействие, отказ в совершении действия) судебного исполнителя;

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов);

- о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам;

- о банкротстве (несостоятельности);

- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;

- о защите чести, достоинства и деловой репутации;

- возникающие из наследственных правоотношений;

- касающиеся порядка и условий вступления в брак и прекращения брака;

- касающиеся личных и неимущественных отношений, возникающих в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи;

- возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание;

- возникающие при регистрации актов гражданского состояния;

- споры, в отношении которых законом установлена невозможность их передачи на разрешение третейского суда.

Статья 46. Рассмотрение инвестиционных споров

При отсутствии в договоре между иностранным инвестором и Кыргызской Республикой третейского соглашения иностранный инвестор вправе инициировать третейское разбирательство для разрешения спора. В этом случае иностранный инвестор вправе в порядке, установленном статьей 18 Закона Кыргызской Республики "Об инвестициях в Кыргызской Республике", избрать для рассмотрения спора любой из органов, указанных в данной статье.

Сторона, представляющая Кыргызскую Республику в инвестиционном споре, определяется органами юстиции после получения инициирующего извещения от иностранного инвестора.

Согласие Кыргызской Республики на передачу спора в третейский суд направляется органами юстиции после консультаций с соответствующими государственными или иными органами в течение 90 дней со дня получения инициирующего извещения. В течение этого же срока органы юстиции вправе предложить иностранному инвестору свои рекомендации или выводы, или способы разрешения спора в письменном виде.

В случае если иностранный инвестор не принял предложение органов юстиции или в течение указанного срока не было сделано никакого предложения, он вправе немедленно передать спор на рассмотрение третейского суда без письменного согласия какой-либо стороны, представляющей Кыргызскую Республику.

В случае если применимыми правилами органов, указанных в части первой настоящей статьи, предусматривается получение согласия Кыргызской Республики на участие в третейском разбирательстве, такое согласие от имени Кыргызской Республики предоставляется органами юстиции в течение 7 дней с момента получения запроса от иностранного инвестора.

(В редакции Законов КР от 11 июня 2004 года N 73, 9 августа 2022 года N 90)

Статья 46-1. Рассмотрение налоговых споров

Граждане и организации вправе инициировать третейское разбирательство для разрешения налогового спора, и при этом согласие уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики предполагается.

(В редакции Закона КР от 18 января 2022 года № 4)

Статья 47. Инициирующее извещение

Инициирующее извещение должно содержать:

1) сведения о лице, подавшем извещение (наименование, юридический адрес, телефон, факс, электронная почта);

2) наименование и местонахождение третейского суда, в который он желает передать спор на рассмотрение;

3) наименование лица или организации, с которыми у него возник спор, и их юридические адреса;

4) общее содержание спора для уяснения сущности правовой и фактической базы требования, предъявленного стороной;

5) определение оценки требований, которых желает достичь сторона;

6) информацию о том, было ли начато какое-либо судебное разбирательство в отношении спора в компетентном суде.

Глава 9
Заключительные положения

Статья 48. Введение в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 7 августа 2002 года N 59-60

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Акаев

 

 

 

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

28 июня 2002 года

 

 

 

 


 

 

 

 

Мы в соц.сетях
Режим работы
Режим работы секретариата:
Пн, Вт, Ср, Чт, Пт     09:00- 18:00

Прием исковых заявлений:
Пн, Вт ,Ср, Чт ,Пт    9:00 - 15:00

Перерыв на обед» 12:00 - 13:00

Наши партнеры