Библиотека Статистика дел Инфографика Отзывы и предложения Публикации арбитров Фотогалерея Видео

 

 

Интерактивная карта сторон

 



Бегаим Кайбылдаева: Обращаясь в «Арбитражный кабинет», люди экономят массу времени и сил…

Бегаим Кайбылдаева: обращаясь в «Арбитражный кабинет», люди экономят массу времени и сил…

 

«Я Вас по судам затаскаю». Когда эти слова произносит герой голливудской комедии «Без чувств», выглядит довольно забавно. Но когда что-то подобное говорят в обычной жизни, становится не до смеха. Мало кого обрадует перспектива получения судебных повесток и безрадостных ожиданий в судебных инстанциях. Наша сегодняшняя собеседница занимается продвижением третейского правосудия, в том числе с применением информационных технологий. Чтобы люди могли разрешить свои споры, минуя коридоры судов и/или даже не встречаясь с оппонентами лицом к лицу. Представляем арбитра Международного Третейского Суда при Торгово-промышленной палате, медиатора, члена Ассоциации «Юристы Кыргызстана», члена Республиканского сообщества медиаторов, члена Национального Центра Медиации и Генерального директора IT-компании «Business Soft» Бегаим Кайбылдаеву.

 - Бегаим Мухитовна, как и почему вы пришли к совмещению IT и юриспруденции? Согласитесь, что это довольно необычное сочетание…

- Да, пожалуй. Начну с того, что наша компания ведет деятельность в странах евразийского региона, предоставляя услуги по разработке, внедрению и обслуживанию программных продуктов в различных сферах.

Не секрет, что сегодня IT проникли практически во все профессии и отрасли экономики. И везде, от инженерии до торговли, от образования до медицины, они облегчают и ускоряют процесс работы. Поэтому вопрос состоит не в том, будут ли информационные технологии использованы в юридической сфере, а в том, как насколько широко они будут в ней применяться.

- Вы говорите об электронных базах данных юридической информации и законодательства от минюста и частных компаний?

- В том числе, но не только. IT-технологии позволяют осуществлять взаимодействие между людьми и являются способом создания законодательства, принятия совместных решений и развития правовой системы.

В первую очередь, информационные технологии в юридической деятельности помогают в разы ускорить поиск, обработку и последующий анализ необходимой информации. Также их используют для оперативного обмена сведениями, для предоставления данных, в том числе и в рамках судебных процедур.

Роль информационных технологий в юридической сфере существенно усилилась после введения Электронного документооборота. Он ведь выполняет те же функции, что и бумажный, но в режиме онлайн. К примеру, я уже пять лет использую Системы Электронного документооборота и Smart Management, разработанные нашей компанией. Это заметно повлияло на весь рабочий процесс, поскольку программы облачные и позволяют работать из любой точки мира, подключая к процессу всех своих сотрудников. Собирать коллектив в одном офисе уже не обязательно.

- А какой смысл связывать вместе юристов из разных стран? Ведь у каждого государства свои «кодексы» и единого для всех законодательства всё равно нет…

- Не совсем так. Например, кроме государственных судов, которые в каждой стране свои, в мире действуют институты Альтернативного разрешения споров (АРС). Это медиация и арбитраж.

В отличие от обычных судов, деятельность которых ограничена территорией своего государства, арбитражи или третейские суды занимаются разрешением споров как внутри, так и между разными странами.

В 2018 году наша компания «Business Soft» совместно с Международным третейским судом при Торгово-промышленной палате создали уникальную площадку для сотрудничества с арбитражами разных стран. Мы назвали её Международная платформа по законодательству АРС. Для тех, кто интересуется, адрес в Интернете – www.iadr.kg.

- Что это за платформа и в чём её уникальность?

- Начнём с того, что  любой её пользователь получает доступ к единой базе актуальных нормативно-правовых актов и другой информации о деятельности арбитражных институтов разных стран. Там собраны действующие документы по национальному законодательству в сфере АРС, локальные акты арбитражных институтов разных стран и другое.

Кроме того, на этой площадке идёт общение и обмен информацией по всем планируемым и уже состоявшимся мероприятиям в сфере медиации и арбитража, поддерживается связь между третейскими судами разных стран, организуются обучающие и иные мероприятия различного уровня и размещаются полезные материалы по альтернативному разрешению споров.

- И как это работает? Уже есть успехи?

- Да, нам удалось привлечь на эту платформу своих коллег из третейских судов в других странах СНГ. Международную презентацию мы провели в апреле 2019 года на семинаре в Международном арбитражном суде г.Ташкент. Надо отметить, что это было своевременное мероприятие, которое помогло нам наладить взаимодействие со многими третейскими судами. Тем более, что с началом пандемии по короновирусу и введением карантинных мер, все стали искать варианты перехода на удаленный режим работы. В этом плане наша платформа оказалась, как нельзя кстати.

- Согласен, что «удалённая работа» – это веление времени и новый тренд. Но разве такое возможно в судопроизводстве. Можно обмениваться информацией, изучать нормы закона и готовиться к заседаниям у себя в офисе или дома. Но на само судебное заседание всё же придётся прийти лично. Не так ли?

- Необязательно. В третейских судах уже не первый год действует система электронного рассмотрения споров. Больших успехов в этом достигли наши коллеги в США, Европе и в соседнем Китае. В некоторых случаях доля онлайн разбирательств достигает четверти от общего количества рассматриваемых дел.

- А в Кыргызстане это тоже возможно?

- Да, у нас это тоже есть. В настоящее время мы готовим обновлённый онлайн Регламент Международного третейского суда при Торгово промышленной палате КР. Также сейчас в разработке «Business Soft» находится программа «Арбитражный кабинет МТС ТПП». Это защищенная информационная система электронной подачи, обработки, хранения и передачи документов для разрешения споров, если разбирательство дела осуществляется на основе письменных материалов или устного слушания с дистанционным участием арбитров и участников процесса в заседании третейского суда в режиме реального времени с использованием электронных средств видеосвязи.

«Третейское разбирательство онлайн» может проводиться без слушаний, на основании письменных материалов, представленных сторонами, посредством электронной почты или Арбитражного кабинета.

- Как происходит обычный судебный процесс более-менее понятно. А как это выглядит в онлайн-варианте? Какова процедура?

- Истец, инициирующий третейское разбирательство онлайн, направляет исковое заявление с приложениями другой стороне путем размещения этих документов в электронной форме в Арбитражном кабинете. При размещении в Арбитражном кабинете искового заявления Международный третейский суд извещает об этом истца и ответчика.

Третейское разбирательство онлайн проводится только на основании документов в электронной форме, размещенных в Арбитражном кабинете, оригиналы которых представляются в Международный третейский суд. В случае необходимости арбитр может принять решение о проведении слушания с помощью средств видеоконференции или телеконференции.

- А что, если по ходу разбирательства у кого-то из участников появятся дополнительные доказательства или доводы? Будет возможность представить их суду?

- Да, это тоже предусмотрено регламентом. В течение срока третейского разбирательства онлайн стороны имеют право представлять дополнительные пояснения и документы. Для этого документы и уведомления передаются сторонам и арбитрам посредством электронной почты и Арбитражного кабинета.

- Что выиграет сторона став пользователем «Арбитражного кабинета» и выбрав вариант онлайн-разбирательства?

- Самый важный плюс в том, что используя сервис «Арбитражный кабинет», люди экономят массу времени и сил. Использование IT-технологий позволяет значительно снизить финансовые затраты, обеспечить оперативное и качественное разрешение экономических споров в бизнес-среде. Деловая активность предполагает возникновение различных споров и разбирательств. Но это не значит, что они должны отвлекать всё время и ресурсы предпринимателя, отвлекая  от основной деятельности. Арбитраж, в том числе в онлайн-варианте, даёт сторонам возможность решать возникающие вопросы, не прерывая процесс их основной деятельности. Сегодня деловые люди не склонны годами ходить из одной судебной инстанции в другую. Поэтому наша задача – рассмотреть их спорные вопросы оперативно и вынести приемлемое и справедливое решение. Чтобы обе стороны могли закрыть эту тему и поскорее вернуться к своей основной деятельности…

 

Беседовал Нурдин Дуйшенбеков

 


 

 

 

 

Мы в соц.сетях
Режим работы
Режим работы секретариата:
Пн, Вт, Ср, Чт, Пт     09:00- 18:00

Прием исковых заявлений:
Пн, Вт ,Ср, Чт ,Пт    9:00 - 15:00

Перерыв на обед» 12:00 - 13:00

Наши партнеры