Библиотека Статистика дел Инфографика Отзывы и предложения Публикации арбитров Фотогалерея Видео

 

 

Интерактивная карта сторон

 



КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Садыков Нурлан Берикович

арбитр МТС ТПП

 

 

Первые зачатки становления третейского суда появились еще в Риме. В законах того времени указывалась специфика осуществления альтернативного правосудия: суд должен был быть максимально посторонним для всех спорящих сторон. Роль третейских судов выполняли амфиктионии, так называемые религиозные союзы, а в случаях возникновения спора между государствами - Римский сенат.

Особенность третейского разбирательства состоит в том, что делается не по правилам, установленным процессуальными кодексами государства, а по установленным в соответствующем третейском суде, либо избранным самими сторонами правилам. Вынесенное третейским судом решение носит обязательный для сторон характер и исполнение обеспечивается принудительной силой страны.

Различительными чертами третейского разбирательства являются:

·                               отсутствие досудебного порядка разрешения появившегося спора;

·                               возможность самостоятельного выбора арбитров;

·                               возможность разрешения споров в одной инстанции;

·                               малые сроки рассмотрения споров;

·                               регрессивная шкала третейских сборов.

·                               конфиденциальность рассмотрения споров.

Прошло более пятнадцати лет с момента принятия Закона Кыргызской Республики от 30 июля 2002 года N 135 "О третейских судах в Кыргызской Республике". Становление третейского суда в Кыргызстане  представляет интерес как с исторической, так и правовой основы, поскольку продолжительное время у политиков имелось недопонимание его роли и предназначения как важного регулятора разрешения споров и конфликтов между частными лицами без обращения в государственные суды. 

Между тем, третейский суд – самый старый институт, созданный для разбирательства гражданско-правовых споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в своей поэме "Илиада", а отдельные исследователи считают, что третейский суд предшествовал государственному (Ж. Сталев).

В настоящее время в мире существует много различных третейских судов (коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда - суд третьего. Выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его решению.

Альтернативность третейского суда заключается в том, что деятельность по его созданию и разрешению им споров в соответствии с подведомственностью есть частная практика применения закона. Т.е. для создания третейского суда не требуется разрешение какого-либо государственного органа, а достаточно волеизъявления частных субъектов: граждан или организаций.

В конституционной практике Кыргызстана арбитраж вошел в систему государственных судов, а статус третейского суда был неудачно сформулирован в тексте Конституции. Непонимание роли третейского суда послужило основанием для неудачного закрепления в Конституции (в редакции 1993 года) помимо судов общей юрисдикции и арбитражного суда, и статуса третейского суда.

В статье 85 Конституции Кыргызской Республики (в редакции 1993 года) давалось следующее понятие: «По решению собрания граждан, местных кенешов или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов и третейские суды. Суды аксакалов и третейские суды рассматривают переданные по соглашению сторон на их рассмотрение имущественные, семейные споры и иные предусмотренные законом дела, с целью достижения примирения сторон и вынесения справедливого, непротиворечащего закону решения. Решения судов аксакалов и третейских судов могут быть обжалованы в соответствующие суды районов и городов Кыргызской Республики».

Подобный конституционный статус третейского суда противоречил природе третейского суда, как по порядку его учреждения, так и по наличию порядка обжалования его решений в государственный суд.

            Если исходить их этимологии этого слова и международной практики, то арбитраж является негосударственным учреждением для рассмотрения частных споров. «Arbitrage» — слово французского происхождения, обозначает справедливое решение судьи (арбитра). В современном французском языке, «arbitre» обычно означает рефери или судью[1]. Во многих европейских странах арбитраж понимается как третейское разбирательство по соглашению сторон, в одной инстанции, независимым от государства арбитром, по процедуре, избранной сторонами.

В ходе неоднократных изменений Конституции в системе правосудия были упразднены арбитражные суды, что в какой-то мере повлияло на понимание роли третейских судов.

Неправильное определение статуса третейского суда в прежней Конституции (1993 года) не явилось преградой для закрепления этого института в Законе Кыргызской Республики "О торгово-промышленной палате Кыргызской Республики", а также решения Президиума Торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики от 28 декабря 1994 года "О создании постоянно действующего третейского арбитражного суда при торгово-промышленной палате Кыргызской Республики". 

По сути, законом справедливо дозволялось формировать третейский суд при Торгово-промышленной палате КР, но эта норма вступила в формальное противоречие с Конституцией. В дальнейшем это дало повод Конституционному суду КР 5 декабря 1997 года (по жалобе президента закрытого акционерного общества "Ак-Кеме" Сарымсакова Р.А.) признать неконституционной и несоответствующей статьям 12 и 85 Конституции Кыргызской Республики статью 13 Закона Кыргызской Республики "О торгово-промышленной палате Кыргызской Республики" и отменить действие статьи 13 Закона "О торгово-промышленной палате Кыргызской Республики" и решение Президиума торгово-промышленной палаты Кыргызской Республики от 28 декабря 1994 года "О создании постоянно действующего третейского арбитражного суда при торгово-промышленной палате Кыргызской Республики".

С формальной стороны это было юридически правильное решение и оно  послужило основой для установления легитимного статуса третейского суда при проведении неоднократных конституционных изменений. Но при этом, указанное решение Конституционного суда КР стало создавать непонимание у политиков и в результате проведенного Референдума от 21 октября 1998 года народ «отменил» третейский суд и исключил его из текста Конституции. Как юристы говорят: довлели конституционные страхи.

В ходе дальнейших многочисленных конституционных реформ (2003, 2006, 2007, 2010 годов) редакция положений Конституции о статусе третейского суда менялась, но соответствовала сути и природе третейского суда. В настоящее время в статье 38 Конституции прописано: «Для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, граждане Кыргызской Республики вправе учреждать третейские суды. Полномочия, порядок образования и деятельность третейских судов определяются законом».

На протяжении 15 лет функционирует Международный Третейский  суд при Торгово-промышленной палате Кыргызской Республики, утвержден собственный Регламент, арбитрами приняты сотни решений, увеличивается корпус арбитров, в том числе из-за рубежа. Но до сих пор имеются пессимисты, которые ставят под сомнение его статус и предназначение. 

Так, в Конституционную палату при Верховном суде Кыргызской Республики  обратилась группа граждан, которая ставила под сомнение принцип окончательности решения третейского суда, установленный статьей 28 Закона КР «О третейских судах в Кыргызской Республике». В основе такого обращения видимо тлелась надежда отдельных граждан на возможность обжаловать решение третейского суда в государственный суд, сыграла прежняя психология сутяжника. Конституционная палата, рассмотрев дело о проверке конституционности статьи 28 Закона КР «О третейских судах в Кыргызской Республике», устанавливающей окончательность решения третейского суда, 10 декабря 2015 года приняла решение о конституционности оспариваемой нормы. Очередная попытка изменить статус третейского суда не удалась.

В Кыргызстане создавались и иные специализированные третейский суды. С 2001 года существовал третейский суд «Калыс консалт» по рассмотрению споров в аграрной сфере. 30 августа 2001 года был  принят  Указ  Президента  КР  «О  проведении пилотных проектов по созданию и функционированию третейского арбитражи в аграрной сфере»,  которым было одобрено  проведение пилотных  (экспериментальных)  проектов  в Сокулукском и Ысык-Атинском районах Чуйской  области,  Кара-Суйском  районе  Ошской   области и Сузакском  районе Джалал-Абадской  области по  созданию и функционированию третейского арбитража по  рассмотрению  имущественных споров в аграрной сфере.

Совсем недавно были созданы региональный Жалал-Абадский третейский суд, а также третейский суд Центральной Азии, который ставит перед собой задачу рассматривать не только внутренние споры, но и с участием сторон и арбитров Центральной Азии. В перспективе возможно мы увидим и создание специализированных третейских судов.

В 2002 году был создан Третейский суд при Торговой промышленной палате Кыргызской Республики, но по мере вхождения в его состав иностранных арбитров, он был преобразован со статусом международного третейского суда. На сегодня – это наиболее крупный и устойчивый институт третейского разбирательства.

Опытом и перспективами развития третейского суда поделился Председатель Международного третейского суда  Шамарал Майчиев. В интервью газете «Общественный рейтинг» «Третейский суд — перспективы развития» он отмечал, что в качестве истцов, помимо кыргызстанских юридических лиц, выступали британская, турецкая, китайская, украинская и узбекская  и др. компании. Список арбитров МТС ТПП включает сотни арбитров из Кыргызстана и более 20 стран мира, таких как Великобритания, США, Швеция, Швейцария, Франция, Россия, Нидерланды, Беларусь, Турция, Казахстан, Узбекистан, Украина, Индия, Хорватия, Румыния, Австрия, Китай, Корея, Польша, Италия, Германия, Монголии, Молдова. МТС ТПП планирует расширить этот список арбитрами из других стран. Сегодня многие юристы активно предлагают своим клиентам записывать арбитражную оговорку Международного третейского суда. По итогам проведенного аппаратом МТС ТПП исследования бизнес-среды Кыргызстана, сотни компаний включили в более чем шесть тысяч контрактов арбитражную оговорку о разрешении своих споров в МТС. Эти данные не являются окончательными.

На вопрос журналиста о том, что в случае приезда к нам международного арбитра, не придется ли ему потратить много времени на изучение процедур и правил работы нашего института третейского разбирательства? Майчиев Ш. отметил, что этого не требуется, поскольку существует регламент ЮНСИТРАЛ, и есть типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. ЮНСИТРАЛ — это комиссия ООН по праву международной торговли. Этот закон рекомендован всем государствам в качестве основы для национального законодательства в области третейского разбирательства. В частности, закон «О третейских судах в Кыргызской Республике» базируется на этом типовом законе. Регламент Международного третейского суда также построен на основе регламента ЮНСИТРАЛ, и для любого приехавшего к нам международного арбитра не будет в новинку регламент МТС ТПП и Закон о третейских судах в Кыргызской Республике. А в области работы государственных судов каждая страна имеет свое законодательство, и оно во многом различается. Это тоже одно из преимуществ именно третейского разбирательства.

В феврале 2006 года утверждены Правила по оказанию Международным третейским судом при ТПП КР содействия арбитражу, в том числе в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Получено письмо Генерального секретаря Международного бюро постоянного Арбитражного суда в Гааге, в котором отмечено, что за нашим судом признано право действовать в качестве компетентного органа в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ и оказывать организационное содействие арбитражным разбирательствам на основании Регламента ЮНСИТРАЛ. 

Майчиев Ш. также отметил, что мы стараемся устанавливать и поддерживать сотрудничество с арбитражными институтами стран всего мира. Так, МТС ТПП подписал двусторонние соглашения о сотрудничестве в области международного коммерческого арбитража с Постоянным Третейским судом при ТПП Словении, с Третейским судом Республики Беларусь, с Международным Третейским судом юридического центра «IUS», Казахстан. В самое ближайшее время планируется подписание соглашения с Арбитражным Институтом Германии. 

Международный третейский суд при ТПП прошел небольшой, но сложный путь становления и непонимания, и сумел стать авторитетным институтом для рассмотрения споров между бизнес-структурами, гражданами. В какой-то мере третейский суд достаточно существенно разгружает государственные суды. Еще много организационных вопросов предстоит решать, еще много коллизий возникнет на стыке права и практики, но, несомненно, институт третейского разбирательства в Кыргызстане состоялся. 

Сомнения в его деятельности всегда будут со стороны недобросовестных лиц, но самое главное, третейский суд стал институтом, основанном на доверии сторон, стал инструментом скорого и объективного рассмотрения инвестиционных споров. Уверенно можно сказать, что с ростом правовой культуры арбитров и укреплением материальной основы третейского суда возрастет количество обращающихся к нему граждан.  



[1]                 Как экономический термин, «Arbitrage» впервые использовал в 1704 году Матеу Де ла Порте (фр. Mathieu De la Porte) в трактате «La science des negocians et teneurs de livres» («Наука торговать»), для обозначения процедуры рассмотрения различных обменных курсов для поиска наиболее прибыльных мест выдачи и погашения векселей. В словаре Брокгауза и Ефрона «Арбитраж» имеет сходное значение: В торговых оборотах, особенно международных, решение вопросов о наиболее выгодных местах и способах уплаты или получения платежей, а также покупки и продажи товаров. (Википедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/))

 


 

 

 

 


Мы в соц.сетях
Режим работы
Режим работы секретариата:
Пн, Вт, Ср, Чт, Пт     09:00- 18:00

Прием исковых заявлений:
Пн, Вт ,Ср, Чт ,Пт    9:00 - 15:00

Перерыв на обед» 12:00 - 13:00

Наши партнеры