Статистика дел Инфографика Отзывы и предложения Публикации арбитров МТС ТПП КР Академия АРС Видео
Наши медиаторы

 



Закон о третейских судах в Кыргызской Республике


г.Бишкек
от 30 июля 2002 года N 135

                      ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

              О третейских судах в Кыргызской Республике

                       (В редакции Законов КР от
            15 мая 2003 года N 93, 11 июня 2004 года N 73)

     Глава 1. Общие положения
     Глава 2. Третейское соглашение
     Глава 3. Состав третейского суда
     Глава 4. Третейское разбирательство
     Глава 5. Решение третейского суда
     Глава 6. Расходы, связанные с рассмотрением спора в третейском
              суде
     Глава 7. Исполнение решения третейского суда
     Глава 8. Рассмотрение третейским судом отдельных видов споров
     Глава 9. Заключительные положения

     Настоящий Закон определяет порядок образования внесудебных органов
(далее - третейские суды), а также регулирует их деятельность по разре-
шению споров (далее - третейское разбирательство).
     Основными принципами третейского разбирательства являются  равенс-
тво сторон перед законом и третейским судом,  состязательность и обяза-
тельность исполнения решения третейского суда.

                                Глава 1
                            Общие положения

     Статья 1. Сфера применения настоящего Закона

     Настоящий Закон  применяется  при передаче по соглашению сторон на
рассмотрение третейского суда споров, возникающих из гражданских право-
отношений, включая инвестиционные споры, подведомственные компетентному
суду, за исключением споров, установленных настоящим Законом.

     Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

     Третейский суд - это единоличный арбитр или коллегия арбитров.
     Третейское разбирательство - процесс рассмотрения спора в порядке,
предусмотренном соглашением сторон или применимыми правилами,  или нас-
тоящим Законом.
     Арбитр - лицо, избранное сторонами для рассмотрения их спора.
     Третейское соглашение (арбитражная оговорка) - соглашение сторон о
передаче спора на рассмотрение третейскому суду.
     Компетентный суд - соответствующий суд Кыргызской Республики.
     Стороны в  третейском разбирательстве - истец и ответчик.  Истцами
являются граждане и организации,  а также органы государственной власти
и местного самоуправления, предъявившие иск в своих интересах. Ответчи-
ками являются граждане и организации,  а также  органы  государственной
власти и местного самоуправления,  к которым предъявлено исковое требо-
вание.
     Применимые правила - правила,  положения,  регламенты и иные доку-
менты постоянно действующего третейского суда.

     Статья 3. Виды и правовое положение третейских судов

     1. Споры  в соответствии с третейским соглашением либо законом мо-
гут передаваться на рассмотрение постоянно действующему третейскому су-
ду или разовому третейскому суду.
     Постоянно действующий третейский суд - организация, обеспечивающая
осуществление третейского разбирательства.
     Разовый третейский суд - третейский суд, создаваемый сторонами для
рассмотрения  одного конкретного спора и прекращающий свою деятельность
с окончанием третейского разбирательства по этому спору.
     2. Постоянно действующий третейский суд является юридическим лицом
и осуществляет свою деятельность в виде некоммерческой организации.
     Деятельность третейских судов, связанная с третейским разбиратель-
ством, не является экономической деятельностью.

     Статья 4. Порядок создания и деятельности третейских судов

     1. Порядок образования и деятельности  разового  третейского  суда
определяется соглашением сторон, а в части, не урегулированной соглаше-
нием сторон, - настоящим Законом.
     2. Порядок создания постоянно действующих третейских судов опреде-
ляется законодательством Кыргызской Республики.  Деятельность постоянно
действующих третейских  судов  регулируется применимыми правилами,  а в
части,  не урегулированной применимыми правилами,  -  законодательством
Кыргызской Республики.
     3. Если международным договором, участником которого является Кыр-
гызская  Республика,  предусмотрены иные правила образования и деятель-
ности третейских судов, применяются правила этого договора.

     Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

     1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда и принят
им  при  наличии соглашения сторон о передаче спора данному третейскому
суду или в силу закона.
     На разрешение третейского суда может быть передан спор, рассматри-
ваемый компетентным судом,  но только до принятия этим судом решения по
существу спора или заключения сторонами мирового соглашения.
     2. Компетентный суд,  в который подан иск по вопросу,  являющемуся
предметом  третейского соглашения,  должен отказать в принятии искового
заявления либо оставить иск без рассмотрения,  либо  прекратить  произ-
водство по делу при обнаружении фактов, подтверждающих наличие третейс-
кого соглашения, в том числе и при поступлении сообщения об этом от лю-
бой из сторон.

     Статья 6. Правовая основа деятельности третейского суда

     1. Третейский  суд осуществляет разбирательство по правилам,  ука-
занным в третейском соглашении, а в случае отсутствия такого указания -
по правилам, выбранным либо установленным самим третейским судом.
     2. Третейский суд рассматривает спор в соответствии с нормами  ма-
териального  права,  которые  стороны определили в договоре либо в тре-
тейском соглашении в качестве применимых к существу спора.
     3. При отсутствии соглашения о применимом праве третейский суд са-
мостоятельно определяет нормы права,  которые подлежат  применению  при
рассмотрении спора.
     4. Третейский суд принимает решение в  соответствии  с  применимым
правом, а в части, не урегулированной применимым правом, - обычаями де-
лового оборота.

     См.:
     Регламент Международного Третейского суда при Торгово-промышленной
палате Кыргызской Республики (утвержден решением Наблюдательного Совета
Международного Третейского  суда  при Торгово-промышленной палате КР от
16 января 2003 года);
     Ускоренный Регламент  Международного  Третейского  суда при Торго-
во-промышленной палате Кыргызской Республики (утвержден решением Наблю-
дательного Совета  Международного  Третейского суда при Торгово-промыш-
ленной палате КР от 15 января 2004 года)

                                Глава 2
                         Третейское соглашение

     Статья 7. Содержание и форма третейского соглашения

     1. Стороны  могут  заключить  третейское  соглашение о передаче на
рассмотрение третейского суда всех  или  определенных  споров,  которые
возникли  или могут возникнуть между ними в связи с гражданскими право-
отношениями,  независимо от того, носили ли они договорный характер или
нет. Третейское соглашение может быть оформлено в виде арбитражной ого-
ворки в договоре, которая является составной частью договора, или может
заключаться в виде отдельного соглашения.
     2. Третейское соглашение заключается в письменной форме.  Соглаше-
ние считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в до-
кументе,  подписанном  сторонами,  или заключено путем обмена письмами,
сообщениями по телетайпу,  телеграфу,  телефаксу или  с  использованием
иных средств связи, включая электронные, обеспечивающих фиксацию такого
соглашения.  Ссылка в договоре на документ, содержащий соглашение о пе-
редаче спора на разрешение третейского  суда,  признается  соглашением,
если  договор  заключен в письменной форме и данная ссылка такова,  что
дает основание считать соглашение частью договора.
     3. Третейское соглашение должно содержать положение о том, что лю-
бой спор, разногласие или требование, возникающие из спора между сторо-
нами, подлежит  рассмотрению  в  третейском суде,  а также наименование
третейского суда, который должен рассмотреть возникший спор.
     В третейском соглашении могут содержаться сведения о числе  арбит-
ров,  месте третейского разбирательства, языке третейского разбиратель-
ства, применимом праве, применимых правилах, сроке рассмотрения спора.
     4. При несоблюдении требований,  предусмотренных пунктом 2 и абза-
цем первым пункта 3 настоящей статьи,  третейское соглашение  считается
недействительным.

                                Глава 3
                        Состав третейского суда

     Статья 8. Требования, предъявляемые к арбитру

     1. Арбитром может быть дееспособное  физическое  лицо,  обладающее
соответствующей  квалификацией,  способное  обеспечить  беспристрастное
рассмотрение спора и являющееся независимым от сторон.
     Арбитр, рассматривающий спор единолично,  должен иметь юридическую
квалификацию.  В случае коллегиального рассмотрения  спора  юридическую
квалификацию должен иметь председательствующий по делу.
     2. Применимыми правилами могут быть  предусмотрены  дополнительные
требования к кандидатуре арбитра.
     3. Арбитром не может быть:
     - судья компетентного суда;
     - государственный служащий;
     - лицо, имеющее судимость;
     - лицо, признанное недееспособным или ограниченно дееспособным.
     4. Ни  одно  лицо  не может быть лишено права выступать в качестве
арбитра по причине его гражданства,  если стороны  не  договорились  об
ином.

     Статья 9. Назначение арбитров

     1. Число арбитров должно быть нечетным.
     2. Назначение  арбитров  разового  третейского суда производится в
порядке, установленном соглашением сторон.
     Стороны могут по своему усмотрению определять количество арбитров.
Если стороны не могут определить количество арбитров,  то любая из сто-
рон вправе  обратиться в постоянно действующий третейский суд,  который
определяет назначение трех арбитров, в порядке, предусмотренном настоя-
щей статьей.
     3. Если стороны не определили порядок назначения арбитров,  то они
назначаются в следующем порядке:
     а) при  третейском разбирательстве с тремя арбитрами - каждая сто-
рона назначает по одному арбитру; два назначенных таким образом арбитра
назначают третьего арбитра, который является председательствующим. Если
сторона не назначит арбитра в течение 30 дней с момента получения такой
просьбы  об  этом  от  другой стороны или если два арбитра в течение 30
дней с момента их назначения не договорятся о выборе третьего  арбитра,
по просьбе любой стороны третий арбитр назначается председателем посто-
янно действующего третейского суда;
     б) при третейском суде с единоличным арбитром -  если  стороны  не
договорятся о выборе арбитра,  по просьбе любой стороны арбитр назнача-
ется председателем постоянно действующего третейского суда в течение 30
дней с момента поступления такой просьбы;
     в) если одна из сторон не соблюдает процедуру назначения, согласо-
ванную сторонами,  либо стороны или двое арбитров не могут достичь сог-
ласия в соответствии с такой процедурой,  - любая сторона может просить
председателя постоянно действующего третейского суда решить данный воп-
рос по своему усмотрению,  включая вопрос о назначении  арбитра.  Соот-
ветствующее решение председателя постоянно действующего третейского су-
да обжалованию не подлежит.
     4. Назначение третейских арбитров в постоянно действующем третейс-
ком суде производится в порядке,  установленном  применимыми  правилами
этого третейского суда, если иное не установлено соглашением сторон.

     Статья 10. Основания отвода арбитра

     Арбитр не может участвовать в рассмотрении спора и подлежит отводу
по следующим основаниям:
     1) если  он является родственником стороны по делу или ее предста-
вителя;
     2) если он лично,  прямо или косвенно заинтересован в исходе спора
либо имеются иные обстоятельства,  вызывающие сомнение в его  бесприст-
растности или независимости;
     3) если не соблюдены требования,  установленные пунктом 3 статьи 8
настоящего Закона;
     4) если он не  обладает  квалификацией,  обусловленной  третейским
соглашением, или настоящим Законом.

     Статья 11. Порядок отвода арбитра

     1. В  случае  обращения к какому-либо лицу в связи с его возможным
назначением в качестве третейского арбитра,  это лицо должно сообщить о
любых обстоятельствах, которые являются основанием для его отвода.
     Арбитр с момента его назначения и в течение всего третейского раз-
бирательства должен  без  промедления  сообщать  сторонам о любых таких
обстоятельствах,  появившихся во время разбирательства, и заявить само-
отвод.
     2. Любая сторона вправе заявить отвод арбитру,  если выявлены обс-
тоятельства, которые являются основанием для отвода.
     Отвод и самоотвод должны быть мотивированы и  заявлены  до  начала
рассмотрения  дела по существу.  В ходе рассмотрения спора заявление об
отводе допускается лишь в случаях, когда основание отвода стало извест-
но после начала рассмотрения спора.
     3. Стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре от-
вода арбитра.
     4. При отсутствии такой договоренности сторона, намеревающаяся за-
явить отвод арбитру, в течение 15 дней после того, как ей стало извест-
но о сформировании третейского суда или о любых  обстоятельствах,  ука-
занных  в статье 10 настоящего Закона,  должна в письменной форме сооб-
щить третейскому суду мотивы отвода.  Если арбитр, которому заявлен от-
вод, сам не отказывается от должности или другая сторона не соглашается
с отводом, вопрос об отводе решается третейским судом.
     Если при применении любой,  согласованной сторонами, процедуры от-
вода арбитра не принято никакого решения или не  достигнуто  соглашение
об отводе между другими арбитрами,  любая сторона может просить предсе-
дателя постоянно действующего третейского суда принять решение по отво-
ду.  Такое решение не подлежит обжалованию.  Пока такая просьба ожидает
своего разрешения, третейский суд не может продолжать третейское разби-
рательство и выносить решение.
     5. При передаче спора на рассмотрение постоянно действующему  тре-
тейскому суду вопрос об отводе арбитра решается в порядке,  установлен-
ном применимыми правилами.

     Статья 12. Прекращение полномочий арбитра

     1. Полномочия арбитра,  участвующего в третейском разбирательстве,
прекращаются по истечении 60 дней со дня принятия решения по делу. Пол-
номочия арбитра также могут быть прекращены в связи с его  самоотводом,
отводом или по иным основаниям, предусмотренным соглашением сторон.
     2. Полномочия арбитра не прекращаются, если компетентный суд отка-
зал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения
третейского суда постоянно действующего третейского суда по основаниям,
предусмотренным  статьей  42  настоящего Закона.  Постоянно действующий
третейский суд обязан обеспечить за свой  счет  повторное  рассмотрение
спора с привлечением тех же арбитров, которые вынесли решение по спору.

     Статья 13. Замена арбитра

     1. Если иное не предусмотрено соглашением сторон,  замена  арбитра
допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
     2. Если полномочия третейского арбитра прекращены  по  основаниям,
предусмотренным  статьей 10 настоящего Закона,  или по иным основаниям,
новый арбитр назначается в соответствии с правилами,  которые  применя-
лись при назначении заменяемого арбитра.
     3. Замена арбитра постоянно действующего третейского суда произво-
дится по применимым правилам.

                                Глава 4
                      Третейское разбирательство

     Статья 14. Компетенция третейского суда

     1. Третейский  суд  самостоятельно  решает  вопросы  о наличии или
действительности третейского соглашения и своей компетенции по рассмот-
рению конкретного спора.
     2. Сторона вправе до начала рассмотрения спора по существу заявить
об обстоятельствах, которые являются основанием для признания того, что
третейское соглашение отсутствует либо оно недействительно.  Назначение
стороной арбитра или ее участие в назначении арбитра не лишает  сторону
права сделать такое заявление.
     3. Заявление  о  том,  что  третейский суд превышает пределы своей
компетенции,  должно быть предъявлено сторонами, как только в ходе тре-
тейского  разбирательства  будет поставлен вопрос,  который,  по мнению
стороны, выходит за эти пределы.
     4. Если  третейский суд признает отсутствие или недействительность
третейского соглашения,  об этом выносится определение, которое направ-
ляется сторонам вместе с полученными от соответствующей стороны матери-
алами.

     Статья 15. Право на возражение

     Если сторона,  которая знала или должна была знать о том,  что ка-
кие-либо положения настоящего Закона или третейского соглашения, приме-
няемые по усмотрению сторон,  не были соблюдены, в установленные сроки,
а когда они не указаны - в разумные сроки, не заявила возражений против
такого  несоблюдения и продолжала участвовать в третейском разбиратель-
стве, то она в будущем лишается права заявлять такое возражение.

     Статья 16. Определение порядка третейского разбирательства

     1. В  разовом  третейском  суде стороны могут по своему усмотрению
определить порядок третейского разбирательства.
     Если сторонами этот порядок не определен, третейский суд самостоя-
тельно определяет его в соответствии с настоящим Законом.
     2. Порядок  третейского разбирательства постоянно действующим тре-
тейским судом осуществляется по применимым правилам  этого  третейского
суда, если иное не установлено соглашением сторон.

     Статья 17. Место третейского разбирательства

     1. Стороны могут по своему усмотрению договориться  о  месте  тре-
тейского разбирательства.
     2. При  отсутствии такой договоренности место третейского разбира-
тельства определяется третейским судом с учетом всех обстоятельств  де-
ла, включая фактор удобства для сторон, а также заслушивания экспертов,
свидетелей или сторон либо для осмотра имущества или документов.

     Статья 18. Язык третейского разбирательства

     1. Третейский суд определяет язык,  который должен применяться при
третейском разбирательстве, при отсутствии иного соглашения сторон.
     2. Сторона,  представляющая доказательство не на языке третейского
разбирательства, обязана обеспечить его перевод.
     3. Третейский суд вправе  потребовать  от  сторон  перевода  любых
письменных доказательств на язык третейского разбирательства.

     Статья 19. Конфиденциальность третейского разбирательства

     1. Арбитр не может разглашать сведения,  ставшие известными ему  в
ходе третейского разбирательства,  без согласия сторон или их правопре-
емников.
     2. Арбитр не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях,
ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

     Статья 20. Исковое заявление и отзыв на исковое заявление

     1. В  течение  срока,  согласованного  сторонами или определенного
третейским судом,  истец излагает свои требования в  форме  письменного
заявления, которое передается третейскому суду и в копии - ответчику, а
ответчик может направить отзыв на исковое заявление истцу и третейскому
суду с приложением документов, обосновывающих отзыв.
     2. В заявлении указываются:
     1) дата подачи заявления;
     2) полное наименование сторон, их почтовые адреса;
     3) цена иска, если иск подлежит оценке;
     4) исковое требование;
     5) обстоятельства и нормы закона, на которых основано исковое тре-
бование,  и подтверждающие их доказательства; обоснованный расчет иско-
вого требования;
     6) другие сведения,  имеющие значение для правильного рассмотрения
спора;
     7) перечень  прилагаемых  к  заявлению документов и других доказа-
тельств.
     К заявлению прилагаются документы, подтверждающие:
     1) наличие третейского соглашения;
     2) направление копии искового заявления и приложенных к нему доку-
ментов ответчику.
     3. При  представлении искового заявления и отзыва на исковое заяв-
ление стороны могут сделать ссылку на документы либо другие доказатель-
ства, которые они представят в дальнейшем.
     4. Если стороны не договорились об ином, в ходе третейского разби-
рательства  каждая  сторона  вправе изменить или дополнить свои исковые
требования или отзыв на исковое заявление в сроки, предусмотренные сог-
лашением сторон или применимыми правилами.

     Статья 21. Встречный иск

     1. Если  иное  не установлено соглашением сторон,  ответчик вправе
предъявить встречный иск при условии, что он не выходит за рамки согла-
шения о передаче спора третейскому суду.
     2. Встречный иск может быть предъявлен вместе с отзывом на исковое
заявление, а также на более поздней стадии разрешения спора,  если тре-
тейский суд признает причины задержки предъявления встречного иска ува-
жительными.
     3. Встречный иск должен предъявляться по правилам, предусмотренным
статьей 20 настоящего Закона.
     4. Встречный  иск представляется третейскому суду и в копии - дру-
гой стороне,  кроме случаев,  когда передача копии  искового  заявления
другой стороне осуществляется третейским судом.
     5. Истец вправе представить третейскому суду  отзыв  на  встречный
иск  в  письменной  форме в соответствии с положениями,  установленными
статьей 20 настоящего Закона.

     Статья 22. Меры по обеспечению иска

     1. Если стороны не договорились об ином, третейский суд по просьбе
любой стороны может распорядиться о принятии какой-либо стороной мер по
обеспечению иска в отношении предмета спора,  которые он сочтет необхо-
димыми.
     2. Третейский суд вправе потребовать от стороны,  заявляющей соот-
ветствующее  ходатайство,  обеспечения  расходов  по  осуществлению мер
обеспечения иска.

     Статья 23. Представление и исследование доказательств

     1. Доказательства представляются сторонами. Каждая из сторон долж-
на доказать те обстоятельства,  на которые она ссылается как на обосно-
вание своих требований и возражений.
     Третейский суд  вправе,  если сочтет представленные доказательства
недостаточными,  предложить сторонам представить дополнительные доказа-
тельства.
     2. Третейский суд обязан непосредственно исследовать все имеющиеся
по делу доказательства.

     Статья 24. Порядок рассмотрения спора

     1. Рассмотрение спора может осуществляться с участием  сторон  или
их  представителей  либо без такого участия.  При отсутствии соглашения
сторон третейский суд самостоятельно решает вопрос о порядке рассмотре-
ния спора,  однако если имеется соответствующее  ходатайство  одной  из
сторон,  рассмотрение спора должно осуществляться с участием сторон или
их представителей.
     2. Сторонам должно быть заблаговременно направлено  уведомление  о
заседании третейского суда.  Уведомление считается  доставленным,  если
оно  вручено под расписку,  направлено заказным письмом или иным спосо-
бом, обеспечивающим фиксирование доставки такого уведомления.
     Копии всех заявлений, документов и других материалов, представляе-
мых одной стороной третейскому суду, должны быть переданы другой сторо-
не.
     Истребованные третейским судом заключения экспертов и другие доку-
менты (их  копии),  на  которых третейский суд основывает свое решение,
могут быть переданы третейским судом сторонам по их требованию.
     3. Рассмотрение  спора проходит при закрытых дверях,  если стороны
не договорились об ином.
     4. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для
изложения своей позиции и защиты прав и интересов.

     Статья 25. Последствия непредставления документов или неявки
                сторон

     1. Непредставление истребованных документов, отзыва на исковое за-
явление, неявка на заседание третейского суда сторон или их  представи-
телей,  надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела,  не являются
препятствием к разрешению спора при отсутствии иного соглашения  сторон
в случае,  если причина непредставления документов или неявки сторон на
заседание признана третейским судом неуважительной.
     2. Непредставление ответчиком отзыва на исковое заявление не может
рассматриваться как признание требований истца.

     Статья 26. Назначение специалиста и эксперта и проведение
                экспертизы

     1. При  отсутствии  иного  соглашения  сторон третейский суд может
пригласить специалиста или назначить экспертизу для разъяснения  возни-
кающих при разрешении спора вопросов,  требующих специальных познаний в
какой-либо области,  и потребовать от любой стороны представления необ-
ходимых для проведения экспертизы документов и других доказательств.
     Если стороны не договорились об ином,  третейский суд может назна-
чить одного или нескольких специалистов и (или) экспертов.
     2. При  отсутствии иного соглашения сторон кандидатуры специалиста
и эксперта (экспертов), а также вопросы, которые должны быть разъяснены
при проведении экспертизы,  определяются третейским судом с учетом мне-
ния сторон.
     3. Эксперт представляет третейскому суду письменное заключение,  а
специалист  дает соответствующие пояснения и отвечает на вопросы сторон
и третейского суда.
     4. При отсутствии иного соглашения сторон эксперт,  если  об  этом
просит сторона или третейский суд считает это необходимым, должен после
дачи письменного заключения принять участие в рассмотрении дела, на ко-
тором сторонам и третейскому суду предоставляется возможность  задавать
ему вопросы, связанные с проведением экспертизы и представленным заклю-
чением.

     Статья 27. Протокол заседания третейского суда

     Если иное не предусмотрено соглашением сторон,  третейский суд ве-
дет протокол заседания третейского суда.

                                Глава 5
                       Решение третейского суда

     Статья 28. Окончательность решения третейского суда

     Решение третейского суда является окончательным и  обжалованию  не
подлежит. Стороны  обязаны исполнить решение третейского суда в порядке
и сроки, установленные в решении.

     Статья 29. Принятие решения третейским судом

     1. Решение третейского суда принимается после исследования обстоя-
тельств дела большинством голосов третейских арбитров, если иное не ус-
тановлено применимыми правилами или соглашением сторон. Решение основы-
вается на полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств. Решение
принимается от имени третейского суда и объявляется на  его  заседании.
Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения,  если
иное не установлено соглашением сторон.  В этом  случае  мотивированное
решение  должно  быть  направлено  сторонам не позднее 5 дней с момента
объявления резолютивной части решения.
     Арбитр, не согласный с решением большинства членов третейского су-
да,  вправе изложить свое особое мнение, которое прилагается к решению.
Стороны вправе знакомиться с особым мнением третейского арбитра.
     2. Третейский суд вправе отложить принятие решения и вызвать  сто-
роны  на дополнительное заседание,  если это будет признано необходимым
для разрешения спора.
     3. Решение третейского суда считается принятым в месте третейского
разбирательства и в день, когда оно объявлено третейским судом.

     Статья 30. Мировое соглашение

     Если до вынесения третейским судом решения по существу спора  сто-
роны пришли  к  соглашению  об  урегулировании спора и третейский суд с
этим согласен, третейский суд выносит решение, которым утверждается ми-
ровое соглашение на согласованных сторонами условиях.
     Одновременно с принятием решения об утверждении мирового  соглаше-
ния третейский суд выносит определение о прекращении третейского разби-
рательства.

     Статья 31. Форма и содержание решения третейского суда

     1. Решение третейского суда принимается в письменной форме и  под-
писывается составом третейского суда.
     2. Решение третейского суда должно содержать:
     1) дату его принятия,  состав третейского суда, место и время раз-
бирательства;
     2) наименование сторон третейского разбирательства (спора),  фами-
лии и должности их представителей с указанием полномочий;
     3) предмет спора, заявления, ходатайства, объяснения участвующих в
разбирательстве лиц;
     4) обстоятельства  дела,  установленные третейским судом,  доказа-
тельства, на которых основаны выводы третейского суда об  этих  обстоя-
тельствах,  законодательство и иные нормативные правовые акты, которыми
третейский суд руководствовался при принятии решения;
     5) мотивы, на которых основано решение;
     6) резолютивную часть, в которой указываются:
     - содержание принятого решения;
     - распределение расходов, связанных с рассмотрением дела;
     - срок и порядок исполнения принятого решения.

     Статья 32. Дополнительное решение

     1. Сторона,  уведомив  об этом другую сторону,  может в течение 30
дней со дня вынесения решения третейским судом обратиться в  третейский
суд с заявлением о вынесении дополнительного решения в отношении требо-
ваний, которые были заявлены в ходе третейского разбирательства, однако
не были отражены в решении.
     2. Третейский суд должен уведомить стороны о рассмотрении  заявле-
ния с указанием времени и места рассмотрения. Неявка стороны или сторон
не является препятствием для рассмотрения и разрешения заявления о  вы-
несении дополнительного решения.
     Заявление о вынесении дополнительного решения должно быть рассмот-
рено в течение 30 дней со дня принятия заявления к рассмотрению.

     Статья 33. Разъяснение решения

     1. В течение 30 дней со дня вынесения решения третейским судом лю-
бая из сторон,  уведомив об этом другую сторону,  вправе  обратиться  в
третейский суд с заявлением о разъяснении какого-либо конкретного пунк-
та или части решения.
     2. Разъяснение  решения  допускается,  если оно еще не приведено в
исполнение и не истек срок,  в течение которого решение может быть при-
нудительно исполнено.
     Вопрос о разъяснении решения разрешается на заседании  третейского
суда  с участием сторон,  однако их неявка не является препятствием для
рассмотрения вопроса о разъяснении решения.
     3. Третейский  суд должен в течение 30 дней со дня получения заяв-
ления дать соответствующее разъяснение,  не изменяя его содержания. Та-
кое разъяснение становится составной частью решения.

     Статья 34. Исправление описок, опечаток, арифметических ошибок

     1. В  течение  30  дней со дня вынесения решения третейский суд по
своей инициативе или по заявлению любой из сторон, уведомив другую сто-
рону, может исправить описки, опечатки, арифметические ошибки, допущен-
ные в решении.
     2. Вопрос об исправлении решения разрешается на заседании третейс-
кого суда с участием сторон,  однако их неявка не является препятствием
для рассмотрения вопроса об исправлении решения.

     Статья 35. Акты третейского суда

     При разрешении  спора  по существу третейский суд выносит решение.
Решение третейского суда должно быть законным и обоснованным.
     По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выно-
сит определение, которое должно быть мотивированным.
     Акты разового третейского суда должны быть нотариально удостовере-
ны путем освидетельствования подлинности подписи арбитра (арбитров).

     Статья 36. Прекращение третейского разбирательства

     Третейское разбирательство  прекращается  принятием решения по су-
ществу спора либо в следующих случаях:
     1) отказа истца от своего требования при отсутствии со стороны от-
ветчика возражений против такого отказа;
     2) достижения сторонами соглашения о прекращении разбирательства;
     3) если спор не подлежит рассмотрению в третейском суде;
     4) заключения сторонами мирового соглашения.

     Статья 37. Хранение дел

     Дело, рассмотренное разовым третейским судом,  сдается им для хра-
нения в государственный орган в порядке,  определенном Законом Кыргызс-
кой Республики "О Национальном архивном фонде Кыргызской Республики".
     Дело, рассмотренное постоянно действующим третейским судом хранит-
ся в этом третейском суде, если иное не установлено  применимыми прави-
лами.

                                Глава 6
               Расходы, связанные с рассмотрением спора
                           в третейском суде

     См.:
     Положение об арбитражных расходах и сборах Международного Третейс-
кого суда   при   Торгово-промышленной   палате   Кыргызской Республики
(утверждено решением  Наблюдательного Совета Международного Третейского
суда при Торгово-промышленной палате КР от 15 января 2004 года)

     Статья 38. Расходы, связанные с рассмотрением спора в третейском
                суде

     1. Расходы,  связанные с рассмотрением спора третейским судом, мо-
гут включать:
     - гонорар арбитрам;
     - расходы постоянно действующего третейского суда;
     - расходы по проезду и иные расходы, понесенные арбитрами;
     - иные расходы, связанные с рассмотрением спора.
     2. Гонорары арбитрам постоянно действующего третейского суда могут
быть установлены применимыми правилами.
     3. Размер гонорара арбитрам разового третейского суда определяется
соглашением сторон.
     4. Третейский суд не вправе устанавливать какие-либо  гонорары  за
исправление вынесенного им решения,  разъяснение решения,  принятие до-
полнительного решения или повторное рассмотрение спора.

     Статья 39. Авансирование расходов. Распределение между сторонами
                расходов, связанных с рассмотрением спора в третейском
                суде

     1. Третейский суд после его сформирования  вправе  потребовать  от
каждой стороны внести равные суммы в качестве аванса на покрытие расхо-
дов, предусмотренных статьей 38 настоящего Закона.
     Если требуемый  аванс  не будет полностью внесен в течение 30 дней
после получения просьбы об этом, третейский суд уведомляет об этом сто-
роны  с  тем,  чтобы одна или другая сторона могла произвести требуемый
платеж.
     Если аванс  не будет внесен сторонами в том размере и на тех усло-
виях, которые были определены,  третейский суд вправе отказать в прове-
дении третейского разбирательства или приостановить его.
     2. Третейский суд самостоятельно решает все вопросы по распределе-
нию  между  сторонами расходов,  связанных с рассмотрением спора в тре-
тейском суде, если иное не установлено соглашением сторон.
     3. О распределении между сторонами расходов,  связанных с рассмот-
рением спора, указывается в решении или определении.
     Положения о  распределении  между сторонами расходов,  связанных с
рассмотрением спора, являются составной частью решения третейского суда
и подлежат обязательному исполнению.

                                Глава 7
                  Исполнение решения третейского суда

     Статья 40. Порядок исполнения решения третейского суда

     1. Решение третейского суда исполняется добровольно  в  порядке  и
сроки, установленные в решении.
     Если в решении третейского суда срок исполнения  не  предусмотрен,
оно подлежит немедленному исполнению.
     2. Если решение третейского суда не исполняется  добровольно,  оно
подлежит принудительному исполнению.

     Статья 41. Принудительное исполнение решения третейского суда

     1. Принудительное  исполнение решения третейского суда осуществля-
ется путем выдачи компетентным судом исполнительного листа на  принуди-
тельное исполнение решения третейского суда.
     2. Заявление о выдаче исполнительного листа  подается  заинтересо-
ванной стороной в компетентный суд по месту жительства или по месту на-
хождения должника.
     3. Заявление  о выдаче исполнительного листа на принудительное ис-
полнение решения третейского суда может быть подано в течение трех  лет
с момента принятия решения.
     К заявлению обязательно прилагаются следующие документы:
     1) решение третейского суда в подлиннике либо копия решения, заве-
ренная органом,  вынесшим решение,  либо копия решения,  удостоверенная
нотариально;
     2) соглашение о передаче  спора  на  разрешение  третейским  судом
(третейское  соглашение) в подлиннике либо копия соглашения,  удостове-
ренная нотариально;
     3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
     Решение международных и иностранных арбитражей должно быть легали-
зовано в порядке,  установленном законодательством Кыргызской Республи-
ки.
     Текст решения,  соглашения о передаче спора на разрешение третейс-
кого суда представляется на государственном или официальном языке  Кыр-
гызской Республики.  Перевод текста,  изложенного на иностранном языке,
должен быть удостоверен нотариально заверенной подписью переводчика.

     Статья 42. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа

     При рассмотрении  заявления о выдаче исполнительного листа на при-
нудительное исполнение решения третейского суда компетентный суд вправе
отказать в выдаче исполнительного листа в случаях:
     1) если одна из сторон представит компетентному суду доказательст-
ва о недееспособности одной из сторон при заключении соглашения о пере-
даче спора в третейский суд;
     2) если одна из сторон не была должным образом уведомлена о назна-
чении арбитра или третейском разбирательстве;
     3) если состав третейского суда или процедура третейского разбира-
тельства не соответствовали соглашению сторон либо применимым правилам;
     4) если решение третейского суда принято по спору,  не  предусмот-
ренному соглашением сторон или не подпадающему под его условия, или со-
держит указания по вопросам, выходящим за пределы соглашения. Если ука-
зания по вопросам,  охватываемым третейским соглашением, могут быть от-
делены от тех,  которые не охватываются таким соглашением, то часть ре-
шения третейского суда,  в которой содержатся указания по вопросам, ох-
ватываемым третейским соглашением,  может быть приведена в исполнение и
в  выдаче  исполнительного листа на исполнение этой части не может быть
отказано;
     5) если  сторона обоснованно заявила о недействительности третейс-
кого соглашения,  а третейский суд принял спор к рассмотрению  и  вынес
решение по существу спора;
     6) если компетентный суд установит, что объект спора не может быть
предметом  третейского  разбирательства  по законодательству Кыргызской
Республики.
     Если отказ  в выдаче исполнительного листа о принудительном испол-
нении был принят по основаниям, указанным в пунктах 2, 3 и 4 части пер-
вой настоящей статьи, третейский суд, вынесший решение, по которому от-
казано в выдаче исполнительного листа,  обязан провести повторное  тре-
тейское разбирательство.

     Статья 43. Восстановление сроков

     1. Компетентный суд вправе восстановить срок на подачу заявления о
выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения  тре-
тейского суда,  если найдет причины пропуска срока, указанного в пункте
третьем статьи 41 настоящего Закона, уважительными.
     2. Процедура  восстановления срока устанавливается законодательст-
вом Кыргызской Республики,  если иное не установлено международными до-
говорами и соглашениями.

     Статья 44. Рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа

     1. Заявление  о выдаче исполнительного листа на принудительное ис-
полнение решения третейского суда рассматривается в  порядке,  установ-
ленном законодательством Кыргызской Республики.
     2. О времени и месте рассмотрения заявления стороны должным  обра-
зом уведомляются, однако неявка одной из сторон не является препятстви-
ем к рассмотрению заявления.
     3. Сторона,  не  исполняющая решение третейского суда добровольно,
вправе представить компетентному суду свои объяснения с указанием  при-
чин, по которым она не исполняет решение третейского суда.
     4. По результатам рассмотрения заявления компетентным судом  выно-
сится  определение  о выдаче исполнительного листа либо об отказе в его
выдаче. Определение компетентного суда может быть обжаловано в порядке,
установленном законодательством Кыргызской Республики.

                                Глава 8
                     Рассмотрение третейским судом
                        отдельных видов споров

     Статья 45. Применение положений настоящего Закона к спорам
                с участием граждан

     1. Если иное не установлено соглашением сторон или законом,  поло-
жения  настоящего  Закона применяются при передаче на рассмотрение тре-
тейского суда споров,  в которых одной или обеими  сторонами  выступают
граждане.
     2. В третейских судах не могут рассматриваться дела:
     - по жалобам на постановления и иные действия (бездействие,  отказ
в совершении действия) судебного исполнителя;
     - об установлении фактов,  имеющих юридическое значение (юридичес-
ких фактов);
     - о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам;
     - о банкротстве (несостоятельности);
     - о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
     - о защите чести, достоинства и деловой репутации;
     - возникающие из наследственных правоотношений;
     - касающиеся порядка и условий вступления  в  брак  и  прекращения
брака;
     - касающиеся личных и  неимущественных  отношений,  возникающих  в
семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами
семьи;
     - возникающие  в  связи с усыновлением,  опекой и попечительством,
принятием детей на воспитание;
     - возникающие при регистрации актов гражданского состояния;
     - споры,  в отношении которых законом установлена невозможность их
передачи на разрешение третейского суда.

     Статья 46. Рассмотрение инвестиционных споров

     При отсутствии  в договоре между иностранным инвестором и Кыргызс-
кой Республикой третейского соглашения иностранный инвестор вправе ини-
циировать  третейское разбирательство для разрешения спора,  и при этом
согласие Кыргызской Республики предполагается.  В этом случае иностран-
ный инвестор вправе избрать для рассмотрения спора любой орган, указан-
ный в статье 18 Закона Кыргызской Республики "Об инвестициях в Кыргызс-
кой Республике".
     Сторона, представляющая  Кыргызскую  Республику  в  инвестиционном
споре,  определяется органами юстиции после получения инициирующего из-
вещения от иностранного инвестора.
     Согласие Кыргызской  Республики на передачу спора в третейский суд
направляется органами юстиции после консультаций с соответствующими го-
сударственными  или  иными  органами в течение 90 дней со дня получения
инициирующего извещения. В течение этого же срока органы юстиции вправе
предложить  иностранному  инвестору  свои рекомендации или выводы,  или
способы разрешения спора в письменном виде.
     В случае  если  иностранный инвестор не принял предложение органов
юстиции или в течение указанного срока не было сделано никакого предло-
жения, он  вправе  немедленно передать спор на рассмотрение третейского
суда без письменного согласия какой-либо стороны,  представляющей  Кыр-
гызскую Республику,  и считается, что Кыргызская Республика дала согла-
сие на передачу спора на рассмотрение третейского суда.
     В случае  если  применимыми  правилами органов,  указанных в части
первой настоящей статьи,  предусматривается получение согласия Кыргызс-
кой Республики на участие в третейском разбирательстве,  такое согласие
от имени Кыргызской Республики предоставляется органами юстиции в тече-
ние 7 дней с момента получения запроса от иностранного инвестора.
     (В редакции Закона КР от 11 июня 2004 года N 73)

     Статья 47. Инициирующее извещение

     Инициирующее извещение должно содержать:
     1) сведения о лице,  подавшем извещение (наименование, юридический
адрес, телефон, факс, электронная почта);
     2) наименование и местонахождение третейского суда,  в который  он
желает передать спор на рассмотрение;
     3) наименование лица или организации,  с которыми  у  него  возник
спор, и их юридические адреса;
     4) общее содержание спора для уяснения сущности правовой и  факти-
ческой базы требования, предъявленного стороной;
     5) определение оценки требований, которых желает достичь сторона;
     6) информацию  о том,  было ли начато какое-либо судебное разбира-
тельство в отношении спора в компетентном суде.

                                Глава 9
                       Заключительные положения

     Статья 48. Введение в действие настоящего Закона

     Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

     Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 7 августа 2002 года N 59-60

     Президент Кыргызской Республики                  А.Акаев

     Принят Законодательным собранием
     Жогорку Кенеша Кыргызской Республики             28 июня 2002 года


добавлен: 2015-03-08 13:22:30
просмотров: 4186

 

 

 

 

Наши арбитры
Режим работы
Режим работы секретариата: Пн,Вт,Ср,Чт,Пт     8.30 - 17.30

Прием исковых заявлений:
Пн,Вт,Ср,Чт     9.00 - 17.00
Пятница          9.00 - 15.00
Видео

Наши партнеры